ИСТОРИЯ ГОРОДА ШАХУНЬЯ

На северо-востоке Нижегородской области в лесистом Заветлужье расположен Шахунский район. Он граничит с Кировской и Костромской областями. Район почти пополам пересекают железнодорожная и автомобильная магистрали Нижний Новгород Киров.

Шахунья находится примерно на полпути между областными центрами.

Шахунский район один из старейших в Нижегородской области. Образовался он из трех волостей при слиянии Хмелевицкой, Большешироковской, Черновской. В то время в небольшом рабочем поселке станции Шахунья было мало жилья и административных помещений, поэтому центром Шахунского района до 1930 года являлось село Хмелевицы.

Площадь района составляет 2594 квадратных километра, население 50,1 тыс. человек, в том числе в г. Шахунья 23,1 тысячи, в рабочем поселке Вахтан 7,9, в рабочем поселке Сява 6,7 тыс., в селах и деревнях 12,4 тыс. человек (к началу 1998 г.).

Район представляет лесохимическую промышленность и деревообработку области. Шахунья крупный железнодорожный узел на Горьковской железной дороге.

Город вырос на месте дремучего леса. Чтобы, к примеру, построить стадион, сначала понадобилось выкорчевать около тысячи пней.

Молодой город Шахунья. И становится год от года все прекраснее. В городе прямые, широкие улицы, уютные кварталы. В центре он застроен современными двух- пятиэтажными домами. Заботятся щахунцы о том, чтобы город был зеленым и чистым. Есть парк культуры и отдыха. На центральной площади величественный обелиск в честь земляков, павших в годы Великой Отечественной войны. Площадь окружают широкоэкранный кинотеатр Октябрь, здание районной администрации, белокаменная библиотека, торговый комплекс, Дом связи, музыкальная школа.

В Шахунье удачно совмещены на одной площади перед вокзалом перрон для электричек Нижегородского направления и автостанция. Пассажиры, прибывшие из Нижнего Новгорода, прямо отсюда на автобусах продолжают свой путь.

Возникновение и развитие Шахуньи связано со строительством железнодорожной магистрали Нижний Новгород Котельнич. Проектировочные работы по ее строительству начались в начале века. В 1912 году прошла первая партия проектировщиков со стороны Нижнего Новгорода. Трасса будущей стальной магистрали пролегла в 60 километрах юго-восточнее города Ветлуги, по дремучим лесам. Среди лесов крохотными островками выглядели небольшие населенные пункты. На одном из ее участков магистраль прошла рядом с деревней Шахуньей, в трех километрах от которой согласно проекту должна быть станция.

Небольшая деревушка Шахунья, домов на двадцать, окруженная вековыми лесами, получила свое название от речки Шахунки, впадающей в речку Шару в самом ее верховье.

Месторасположение станции Шахунья было определено между двумя небольшими речками: Черной и Самарихой. Железная дорога перпендикулярно пересекла обе речки. Местность была равнинной, низкой, в некоторых местах заболоченной.

Строительство железной дороги началось в 1913 году одновременно со стороны Нижнего Новгорода и Котельнича.

С началом первой мировой империалистической войны оно остановилось. Возобновилось только после революции в 1918 году.

На месте станции Шахунья и вокзала образовалась площадка, очищенная от леса. Здесь выстроили несколько жилых бараков-времянок.

Стройку железной дороги объявили ударной, и наиболее успешно она шла со стороны Нижнего Новгорода. В начале 1920 года на станции построили вокзал. Но в 1927 году был выстроен новый вокзал, реконструированный и расширенный, который существовал до 1998 года.

По улице Коминтерна начали строить типовые одноэтажные дома для железнодорожников. Это одна из первых улиц будущего города. За ней еще долгие годы стоял лес. Росту поселка при станции способствовала созданная здесь в 1924 году коммуна Луч свободы. Она располагалась на небольшой поляне, где выстроили два-три дома и несколько дощатых бараков-времянок. От вокзала к коммуне среди вековых елей и пихт тянулась тропинка. Перед коммуной возвышалась высокая деревянная арка-ворота, украшенная флагами и лозунг на красной материи: Добро пожаловать. На месте коммуны сейчас построены музыкальная школа и кинотеатр Октябрь. В 1930 году коммуну Луч свободы реорганизовали в сельхозартели.

В 1926 году население поселка при станции Шахунья составляло всего около 300 человек. Большое значение в развитии поселка имело строительство нового паровозного депо. Строительство продолжалось около четырех лет и в 1927 году было закончено. Это было превое крупное предприятие Шахуньи, куда потребовалось много рабочих рук.

В начале первой пятилетки в Шахунье выстроили и сдали в эксплуатацию электростанцию, в квартирах железнодорожников загорелись лампочки.

Создаются железнодорожные предприятия и организации: дистанция пути, дистанция связи, прорабский участок по строительству и ремонту железнодорожных сооружений, склад топлива, материальный склад, кондукторский резерв, стрелковая военизированная охрана. Дистанция пути строит механические мастерские, создается железнодорожная строительная организация стройучасток ©7. Шахунья превращается в крупный железнодорожный узел на Горьковской железной дороге.

Однако движение поездов через Шахунью до 1931 года было незначительным, так как железнодорожного моста через Волгу еще не было. До Моховых гор (под Бором) курсировал от Котельнича и обратно пассажирский поезд только раз в неделю, и шел он больше пятнадцати часов. Не было в этом поезде пассажирских вагонов. Их заменяли двухосные вагоны, оборудованные под перевозку людей теплушки.

В 1941 году мирный труд шахунцев, как и всего советского народа, прервала Великая Отечественная война. Девятнадцать тысяч шахунцев ушли на фронт. Из них шесть тысяч восемьсот человек не вернулись, погибли. Более двух тысяч человек пропало без вести.

Железнодорожные предприятия Шахуньи перевели на военное положение. Напряженно работали цеха паровозного и вагонного депо. Большинство рабочих выполняло по две-три нормы. Рабочие дистанции пути содержали свои участки в отличном состоянии. О трудовом героизме шахунских железнодорожников неоднократно сообщало Советское Информбюро.

В 1942 году на средства трудящихся Шахуньи был построен танк "Василий Чапаев". В фонд обороны шахунцы собрали тысячи валенок, полушубков, много шерсти. Население Шахуньи с 1938 по 1943 год увеличилось на пять тысяч человек и к началу 1943 года достигло 18,5 тыс. человек.

27 октября 1943 года решением Горьковского облисполкома рабочий поселок Шахунья был преобразован в город.

Мужественно сражались щахунцы на фронтах Великой Отечественной войны. За образцовое выполнение заданий командования на фронте около трех тысяч шахунцев награждено орденами и медалями Советского Союза, из них девять человек награждены четырьмя и более орденами. Четверых героев Советского Союза родила шахунская земля. Это командир танка Т-34 гвардии лейтенант Дмитрий Евлампиевич Комаров, артиллерист Николай Алексеевич Рогожников, танкист Михаил Филиппович Кодочигов, артиллерист, старший сержант Акинф Кириллович Окунев.

Молодой город в первые послевоенные пятилетки в короткий срок превратился в крупный промышленный, торговый и культурный центр севера области. Здесь создана целая сеть учебных, лечебных, культурно-просветительных и спортивных организаций и учреждений. С 1962 года открыты двери музыкальной школы. Большим авторитетом у шахунцев пользуется художественная школа, созданная в 1967 году. В городе работают Дом культуры, городская спортивная школа, Дом пионеров и школьников, многие другие заведения.

Город первых пятилеток достойно встретил свое пятидесятипятилетие. У него доброе имя, хорошее прошлое, нелегкое, как, наверное, у всех, настоящее, но и большое, верят шахунцы, будущее.